Законодательство

В данном разделе представлены ответы и вопросы, поступающие в адрес Института политики развития от органов местного самоуправления Кыргызской Республики. Ответы на вопросы муниципалитетов подготовлены Бектурганом ОРОЗБАЕВЫМ и Нуржан МАМЫРАЛИЕВОЙ, юристами Института политики развития.

  • О расходах на содержание школ
    Вопрос: Нужно ли планировать расходы на содержание средних школ в проекте местного бюджета на 2020 год?
    Ответ: В соответствии с пунктом 1 Раздела III Протокола совещания у первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики от 22 марта 2019 года, №17-1321, перевод финансирования учреждений среднего образования (школ) из местного бюджета в республиканский бюджет производится поэтапно. Читать полностью...

  • О финансировании переписи населения из средств местного бюджета
    В Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики поступают обращения от его членов – органов местного самоуправления – о фактах получения писем от глав районных администраций о необходимости выделения денежных средств для выполнения мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 октября 2017 года, № 690 «О подготовке и проведении в 2020 году переписи населения и жилищного фонда в Кыргызской Республике». Читать ответы…

  • Об отчетности по делегированным полномочиям
    Вопрос: Существует ли утвержденная форма отчетности органов и глав органов МСУ по делегированным государственным полномочиям? Существует ли утвержденный порядок предоставления такой отчетности? Читать ответ…

  • О взаимоотношениях МСУ и МГА
    Вопрос:
    Какие планы органов или руководителей органов МСУ могут или должны утверждать главы местных государственных администраций?
    Ответ: В соответствии с нормами Конституции и иных законов Кыргызской Республики, местная государственная администрация не вправе вмешиваться с деятельность органов МСУ и утверждать какие-либо программы (планы) развития и иные документы органов МСУ, и, следовательно, органы местного самоуправления не обязаны предоставлять местной государственной администрации свои программы (планы) развития и иные документы для утверждения. Читать ответ...

  • Можно ли установить ящики для анонимных писем в школе с целью улучшения участия молодежи в жизни сообщества и ведения диалога с администрацией школы?
    Законодательство Кыргызской Республики не обязывает администрацию школы устанавливать ящики для анонимных писем, но администрация школы в целях улучшения участия обучающихся (школьников) в жизни учреждения, для выявления мнения учащихся и ведения диалога с обучающимися, в целях противодействия коррупции и т.д. могут устанавливать ящики для анонимных писем, телефоны доверия или другое. Данный вопрос может быть также инициирован попечительским советом, родительским собранием, педагогическим коллективом общеобразовательной школы, а также обучающимися. Источник 
  • Во время весенних и осенних полевых работ многих учеников родители привлекают к работе в полях в ущерб обучению в школе, законны ли действия родителей? 
    Кодекс Кыргызской Республики о детях запрещает использование детского труда. Читать полностью...

  • В школе нет горячего питания, кто должен его обеспечить, и что входит в школьное питание?
    Указанный вопрос регулируется следующими нормативными правовыми актами: Читать полностью...

  • Изменения к порядку местных выборов: периодичность выборов, права ЛОВЗ и другое
    Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» от 8 августа 2019 года, № 117. Читать полностью...
  • Об идентификации животных
    Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об идентификации животных» от 20 июня 2019 года, № 75. Читать полностью...
  • О государственно-частном партнерстве
    Закон Кыргызской Республики «О государственно-частном партнерстве» от 22 июля 2019 года, № 95. Читать полностью...
  • О государственных закупках
    Закон КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» от 26 июня 2019 года, № 76. Читать полностью...
  • Об утверждении Методики оценки муниципального индекса бюджетной прозрачности
    Постановление Правительства КР «Об утверждении Методики оценки муниципального индекса бюджетной прозрачности» от 5 сентября 2019 года, № 452. Читать полностью...
  • О методике планирования на основе целевых показателей
    Постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Методики планирования деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики по достижению нормативно закрепленных целевых показателей Правительства Кыргызской Республики» от 15 июля 2019 года, № 348. Читать полностью...
  • О гражданской защите
    Постановление Правительства КР «О единой системе подготовки органов управления и сил Гражданской защиты и населения в области Гражданской защиты» от 24 июня 2019 года, № 315. Читать полностью...
     
  • Об охране и защите от семейного насилия

    Постановление Правительства КР «О порядке осуществления охраны и защиты от семейного насилия» от 1 августа 2019 года, № 390.

    В целях реализации Закона Кыргызской Республики «Об охране и защите от семейного насилия», в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», Правительство Кыргызской Республики утвердило Порядок оказания помощи лицам, пострадавшим от семейного насилия. Порядок регулирует вопросы оказания помощи лицам, пострадавшим от семейного насилия. Читать полностью...
     
  • Об участии политических партий в выборах депутатов местных кенешей. 
    Вопрос: Почему для айылных аймаков существуют ограничения по поводу выдвижения кандидатов в депутаты от политических партий и чем это обосновано?
    Ответ: Для политических партий в избирательном законодательстве нашей страны, в частности, в Законе КР «О выборах депутатов местных кенешей» от 14 июля 2011 года, № 98 не установлены ограничения для выдвижения кандидатов в депутаты от политических партий. Политические партии тоже могут участвовать в выборах айылных кенешей и выдвигать своих кандидатов в депутаты.  Читать ответ полностью…

  • О возможностях местного кенеша решать вопросы государственного значения
    Вопрос: Каким образом местный кенеш может решать вопросы, которые не относятся к вопросам местного значения? Например, в случае, когда граждане обращаются в кенеш по поводу приобретения оборудования для ФАПа?
    Ответ: 
    В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона КР «О местном самоуправлении», перечисленные в Законе полномочия органов МСУ не являются исчерпывающими и не ограничивают органы МСУ в осуществлении иных полномочий, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики, или в осуществлении иных полномочий, установленных в другом законодательстве КР. Читать ответ полностью…

  • О совмещении депутатского мандата с государственной службой

    Вопрос: В каких случаях законодательство допускает возможность быть избранным депутатом одного айылного кенеша и в то же время занимать руководящую должность в государственных учреждениях в другом айылном аймаке или городе?
    Ответ:
      Законодательство допускает возможность быть одновременно депутатом айылного (городского) кенеша и в то же время быть государственным или муниципальным служащим в другом айылном аймаке/городе. Читать ответ полностью… 

  • О взаимодействии кенеша с ответственным секретарем айыл окмоту
    Вопрос: Может ли председатель айылного кенеша возложить ведение протоколов сессий айылного кенеша на одного из депутатов, так как ответственный секретарь не полностью отражает информацию о ходе сессии? Как можно повлиять на работу ответственного секретаря в части работы айылного кенеша?
    Ответ: Возложение ведения протоколов сессий айылного кенеша на одного из депутатов не допускается, так как депутат должен участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений посредством голосования, которые выносились на сессию. Читать ответ полностью…

  • Управление ресурсами и местным бюджетом: О пастбищах
    Вопрос: В законе о пастбищах указано, что плата за пользование пастбищами должно утверждаться местными кенешами. Какие документы необходимы для утверждения платы за пользования пастбищами? Должен ли айылный кенеш утверждать бюджет жайыт-комитета (пастбищного комитета)? Должен ли жайыт-комитет отчитываться об исполнении бюджета перед кенешем?
    Ответ: 
    Согласно статье 4 Закона КР «О пастбищах», ответственность и контроль за управлением государственными пастбищными угодьями, кроме права распоряжения, переданы органам местного самоуправления, которые, в свою очередь, делегировали полномочия по управлению и использованию пастбищ объединениям пастбищепользователей (жайыт-комитетам). Читать ответ полностью…​

  • Управление ресурсами и местным бюджетом:О возможностях органов МСУ в сфере недропользования
    Вопрос: Каковы конкретные полномочия, задачи и процедуры у органов МСУ в сфере недропользования?
    Ответ: 
    К сожалению, статья 9 Закона КР «О недрах» объединяет полномочия органов местного самоуправления и местной государственной администрации в сфере недропользования. Читать ответ полностью…​​

  • Управление ресурсами и местным бюджетом:​О налогах и сборах в местный бюджет от добывающих компаний
    Вопрос: Какие налоги и сборы должны платить в местный бюджет компании, добывающие инертные материалы в карьерах, расположенных на территории айылного аймака?
    Ответ:
     От компаний, добывающих полезные ископаемые, в местный бюджет поступают: налог за пользование недрами (роялти); платеж за удержание лицензии на право пользования недрами. Читать ответ полностью…​
  • ​О наградах, выдаваемых органами МСУ
    Вопрос: Имеет ли право местный кенеш отозвать (забрать) ранее выданные награды, например, награду «Айыл аксакалы»?
    Ответ: 
    Законодательство не предусматривает порядок учреждения, присуждения и лишения наград местным кенешем. Однако его отсутствие в законодательстве не означает, что органы МСУ не могут учреждать, присуждать и лишать наград местного уровня. Читать ответ полностью…
  • О старом уставе местного сообщества
     Вопрос: Имеет ли юридическую силу Устав местного сообщества, принятый на курултае и утвержденный айылным кенешем в 2008 году (до утверждения новой редакции Типового устава приказом ГАМУСМО)?
    Ответ: Устав местного сообщества имеет юридическую силу, если он был принят в соответствии с законодательством и не признан утратившим силу айылным кенешем. В соответствии со статьей 15 Закона КР «О местном самоуправлении» и другими законами КР, Устав местного сообщества подлежит: Читать ответ полностью… 

  • Об утверждении тарифов на услуги ветеринара
    Вопрос: Может ли местный кенеш утверждать тарифы за услуги ветеринарного сервиса для местных фермеров, предложенные со стороны районного ветеринарного управления? Районная Ассоциация ветеринаров разработала калькуляцию тарифа на услуги ветврачей по району, кто должен согласовать или утвердить данную сумму?
    Ответ:
     Согласно статье 31 Закона КР «О местном самоуправлении», утверждение тарифов за ветеринарные услуги не входит в компетенцию местного кенеша. Существует Единый реестр (перечень) государственных услуг, оказываемых государственными органами, их структурными подразделениями и подведомственными учреждениями, утвержденный постановлением Правительства КР, от 10 февраля 2012 года, №85. Читать ответ полностью…

  • О тарифах на идентификацию скота 
    Вопрос: На основе каких документов формируется размер оплаты за идентификацию скота?
    Ответ: 
    К сожалению, на сегодняшний день со стороны Правительства КР пока не установлена конкретная цена за услуги идентификации животных. В Правилах идентификации животных, утвержденных постановлением Правительства КР от 5 декабря 2014 года, № 694, говорится, что владелец в период проведения идентификации своих животных производит оплату исполнителю – ветеринарному врачу - за услуги по проведению идентификации. Читать ответ полностью…​

  • О совместном заседании местных кенешей 
    Вопрос: Каковы процедуры и правовая база организации и проведения данного заседания? 
    Ответ: Старая редакция пункта 7 статьи 89 Конституции КР давала возможность премьер-министру КР назначать и освобождать глав местных государственных администраций – акимов - по предложению местных кенешей.Читать ответ полностью…​​

  • О депутатском запросе 
    Вопрос: Может ли депутат делать депутатский запрос самостоятельно, без предварительного обсуждения на сессии кенеша?
    Ответ: 
    Согласно ст. 11 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме на сессию местного кенеша, он подлежит включению в повестку дня сессии, по нему может проводиться обсуждение и принимается решение. Читать ответ полностью…​​​

  • О депутатах соседнего кенеша
    Вопрос: Может ли депутат местного кенеша вмешиваться или участвовать в деятельности соседнего местного кенеша?
    Ответ: 
    Депутат местного кенеша не может участвовать в деятельности местного кенеша другого айылного аймака, города или каким-то образом вмешиваться в его деятельность.Читать ответ полностью…​​​​

  • О необоснованной критике в адрес депутата местного кенеша
    Вопрос: Какие меры в отношении депутата местного кенеша другого муниципалитета может принять наш местный кенеш, если депутат публично высказывает негативное мнение и дает необоснованно плохую оценку деятельности нашего местного кенеша?
    Ответ: 
    Согласно статье 8-1 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», депутат местного кенеша в своей деятельности должен придерживаться общепризнанных норм морали, сохранять собственное достоинство, уважать честь и достоинство других депутатов, иных должностных лиц и граждан. Читать ответ полностью…​​​​

  • Об инициировании проверки
    Вопрос: Каким образом айылный кенеш или депутат кенеша может инициировать вопрос о проведении проверки работы органа МСУ контролирующими органами? 
    Ответ: 
    Согласно статье 12 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», депутат местного кенеша вправе ставить в местном кенеше и его органах вопрос о необходимости проведения проверки деятельности расположенных на его территории предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности.Читать ответ полностью…​​​​​

  • О сроках предоставления документов на сессию местного кенеша
    Вопрос: В регламенте местного кенеша айылного аймака был определен срок по предоставлению документов и материалов, подлежащих рассмотрению на заседании, не позднее чем, за 2 календарных дня до начала сессии. Насколько это правомочно?
    Ответ: 
    Установление срока предоставления депутатам документов и материалов, подлежащих рассмотрению на сессии местного кенеша, до начала сессии МК считаем правильным и необходимым. Читать ответ полностью…​​​​​​

  • О сроках полномочий депутатов местных кенешей и Жогорку Кенеша ​
    Вопрос: Можно ли для рационального использования бюджетных средств и обеспечения продуктивного и действенного взаимоотношения вертикали власти приравнять сроки полномочия депутатов местного кенеша и Жогорку Кенеша?
    Ответ:
    Данная идея нашла свое отражение в проекте Закона КР «О выборах в органы местного самоуправления», инициированного депутатом ЖК К. БОКОЕВЫМ, где срок полномочий депутатов местного кенеша и глав исполнительных органов местного самоуправления (глав АО и мэров городов) увеличивается с четырех до пяти лет. Читать ответ полностью…​​​​​​

  • Про ветеринара
    Вопрос: В 2015 году айыл окмоту по договору нанимал ветеринара, однако в 2016 году такой договор не заключен.Можно ли включить ветеринара в штат айыл окмоту или финансировать договор с ним из местного бюджета, так как в селе большая потребность в ветеринарных  услугах?
    Ответ:
     Вопрос найма ветеринара органом местного самоуправления может быть решен при условии, что уполномоченный орган обеспечит финансирование этого полномочия, так как оно является государственным.Читать ответ полностью…​​​​​​

  • Про собственность и земли
    ВОПРОС: Каким образом передать спорткомплекс или мини-футбольное поле из муниципальной собственности в частное управление с тем, чтобы повысить эффективность и результативность работы объекта в интересах сообщества?
    ОТВЕТ: 
    Согласно статье 3 Закона КР «О муниципальной собственности на имущество» (далее – Закон), в муниципальной собственности может находиться следующее имущество. Читать ответ полностью…​​​​​​

  • О платном месте на кладбище для не членов сообщества​
    ВОПРОС: В одном из муниципалитетов возле города Бишкека органы МСУ установили платную услугу (до 25 000 сомов) для отдельных граждан, не являющихся жителями этого муниципалитета и гражданам, проживающим на территории муниципалитета менее пяти лет, на выделение земельного участка на кладбище для захоронения умершего. Данное правило утверждено постановлением айылного кенеша. Законно ли данное решение?
    ОТВЕТ: 
    Законодательство о предоставлении государственных и муниципальных услуг основывается на Конституции КР, Законе КР «О государственных и муниципальных услугах» (далее – Закон) и иных нормативных правовых актах КР, принятых в соответствии с данным законом.Читать ответ полностью…​​​​​​

  • О страховых взносах фермеров и задолженностях
    ВОПРОС: Депутаты возмущены тем, что платежи по страховым взносам для крестьянских и фермерских хозяйств были повышены в несколько раз. Многие сельские жители еще не знают об этом, так как платят их в конце года. Раньше сумма платежа в Соцфонд равнялась сумме земельного налога на 1 га, а сейчас ставку рассчитывают от среднемесячной зарплаты на каждого члена КХ, в зависимости от площади земель КХ. При этом крестьяне получают доход один раз в год и не могут платить ежемесячно, а также этот доход гораздо меньше годовой среднемесячной зарплаты в районе. Насколько обоснованно повышены тарифы страховых взносов для глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица?
    ОТВЕТ:
     Пенсионная система как живой организм зависит от множества факторов, характеризующих современное развитие общества в целом. В этой связи пенсионная система часто вынуждена реагировать соответствующим образом на различные изменения как в демографической, так и в социально-экономической ситуациях, складывающихся на определенном этапе развития государства. Читать ответ полностью…​​​​​​

  • Об отпуске сотрудника айыл окмоту перед увольнением
    ВОПРОС: Может ли работник айыл окмоту получить отпуск перед увольнением, если он отработал только 5 месяцев после получения очередного ежегодного отпуска?
    ОТВЕТ: В соответствии с требованиями статей 132 и 135 Трудового кодекса Кыргызской Республики, работнику при увольнении обязательно выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска.Читать ответ полностью…​

rss Подписаться на RSS ленту