• Главная страница ·
  • Блог ·
  • Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями

Вниманию органов МСУ! Типичные ошибки в создании и управлении муниципальными предприятиями

Руслан ДОСАЛИЕВ, Проект USAID «Успешный аймак 2»
автор:
Руслан ДОСАЛИЕВ, Проект USAID «Успешный аймак 2»
12.02.2024 18:18
Решение вопросов местного значения является основной задачей и обязанностью органов МСУ. Некоторые вопросы местного значения имеют характер экономических отношений между органами МСУ, поставщиками услуг и населением. Это вопросы, связанные с улучшением условий жизни граждан, такие как снабжение населения питьевой водой, обеспечение экономического развития территории, организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, обеспечение функционирования муниципальных дорог, обеспечение функционирования муниципального транспорта, благоустройство и озеленение мест общественного пользования, содержание парков, скверов и т.д. Для решения данных вопросов органы МСУ могут создавать муниципальные предприятия. Часто возникает соблазн наделить их дополнительными функциями, приобрести излишнее имущество, а потом, в процессе проверок, органы МСУ подвергаются санкциям со стороны проверяющих органов, которые могут признать некоторые особенности создания и финансирования муниципальных предприятий нецелевыми и даже незаконными. Поэтому органам МСУ важно избегать ошибок, которые являются известными и распространенными, чтобы снизить риски вольно или невольно нарушить требования законодательства. Какие же ошибки при организации муниципальных предприятий встречаются в практике органов МСУ Кыргызской Республики?

Ошибка № 1. Приобретение непрофильной специализированной техники 

Решение вопросов местного значения трудно представить без наличия необходимой инфраструктуры и материально-технической базы в виде специализированной техники, зданий, сооружений. Приобретение органами МСУ специализированной техники, например, мусоровоза для вывоза твердых бытовых отходов или экскаватора для ремонта дорог и водопроводов, иногда необходимо и оправдано. Но в случае такого приобретения следует учесть возможности органа МСУ надлежащим образом эксплуатировать и содержать дорогостоящую технику. <...>

Ошибка № 2. Использование муниципального имущества в целях получения муниципальными предприятиями неспецифического дохода

В практике деятельности органов местного самоуправления встречаются примеры различного рода действий с целью улучшения экономического состояния муниципальных предприятий. Одним из них является предоставление муниципальным предприятиям со стороны органов МСУ прав на земельные участки, движимое и недвижимое муниципальное имущество с целью получения дополнительного дохода. Например, муниципальные предприятия могут выращивать на этих участках плодово-ягодные культуры, организовать ферму по откорму крупного рогатого скота, предоставлять услуги сельскохозяйственной техники и ее ремонта и др. Так муниципальное предприятие и орган МСУ становятся фермерами. Насколько законны такие действия? <...>

Ошибка № 3. Зачисление средств муниципальных предприятий на спецсчета органа местного самоуправления

В 2023 году возникла практика зачисления средств за предоставление услуг муниципальными предприятиями на спецсчет айыл окмоту для улучшения финансового контроля со стороны органов МСУ. <...>

Ошибка № 4. Принятие экономически необоснованных тарифов

В практике по утверждению тарифов встречаются случаи, когда местные кенеши утверждают тарифы на услуги муниципальных предприятий ниже себестоимости услуг, обосновывая это тяжелым социальным положением граждан в сельской местности. <...>

Ошибка № 5. Подмена тарифа сбором за вывоз мусора

Встречаются случаи, когда муниципальное предприятие, оказывающее услугу по вывозу твердых бытовых отходов, полностью финансируется из местного бюджета за счет средств местного сбора за вывоз мусора. Кодексом о неналоговых доходах (Глава 24. «Сбор за вывоз мусора населенных пунктов») определен порядок уплаты, ставки и порядок сбора за вывоз мусора с населенных пунктов. В данном случае тариф, который должны уплачивать потребители услуг, подменяется местным сбором в бюджет, что совершенно неправильно. Данная практика приводит к нарушениям в сфере бюджетного законодательства, снижению экономической устойчивости поставщика услуги, росту иждивенческого настроения как самого поставщика услуги, так и потребителей услуг. <...>

Ошибка № 6. Нарушение процедуры передачи муниципальной собственности муниципальным предприятиям

Почти во всех муниципалитетах наблюдаются ошибки в процедуре передачи муниципальной собственности со стороны органов МСУ муниципальным предприятиям. Это касается правильности заключения договоров хозяйственного ведения, актов приема-передачи и договоров на оказание услуг. На практике органы МСУ в лучшем случае заключают краткий договор о передаче имущества в хозяйственное ведение и этим ограничиваются. Однако в момент передачи необходимо создать комиссию, которая проведет инвентаризацию передаваемого имущества (состояние, возраст, стоимость, наличие правоустанавливающих документов и др.). После чего комиссионно, по акту передачи передается имущество и заключается договор на пользование имуществом (договор хозяйственного ведения, договор оперативного управления, договор временного пользования). Если имущество передается поставщику услуг, то дополнительно заключается договор на предоставление услуг (сбор и вывоз твердых бытовых отходов, услуги питьевого водоснабжения). <...>

Ошибка № 7. Отказ от привлечения частного сектора в сферу услуг

Статья 28 Закона КР «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления» установила, что орган МСУ вправе передать исполнение отдельных вопросов местного значения юридическим и физическим лицам с одновременным определением и передачей средств или источников финансирования исполнения передаваемых вопросов местного значения. При этом решение о передаче исполнения отдельных вопросов местного значения принимается исполнительным органом местного самоуправления. Важно обратить внимание, что на практике другим лицам передается на исполнение не сам вопрос местного значения, а услуга в рамках исполнения вопроса местного значения. Однако на практике органы МСУ избегают передачи услуг частному сектору – аутсорсинга, пытаясь собственными силами организовать предоставление услуги или создать муниципальное предприятие. Не всегда такие управленческие решения являются эффективными и приводят к завышенным затратам из местного бюджета. Как правило, частный поставщик услуг более экономически эффективен, чем муниципальное предприятие. <...>

Полное содержание материала доступно по ссылке: http://municipalitet.kg/ru/article/full/3377.html